Меню
|
Словарь Архитектурных Терминов
- искусство создания
садов, парков, скверов, бульваров и др.
озеленяемых участков. Специфика
садово-паркового искусства - в использовании
для организации пространства живого
растительного материала, непрерывно меняющего
свой облик, и в объединении в единое целое
элементов природы и художественного творчества.
Практика озелененного строительства включает
помимо создания озелененных участков подбор
растений для различных климатических и
почвенных условий…………
(тюрк. букв. - солома) -
необожженный кирпич-сырец, приготовленный из
глины с добавлением резаной соломы или других
волокнистых материалов (костры, мякины). С 5-4 тыс.
до н.э. широко распространен в безлесных районах.
Ныне применяется главным образом в странах Азии
для строительства малоэтажных построек.
-
декоративная архитектурная деталь в виде
небольшого карниза,
расположенного над проемом окна или двери на фасадах
зданий (реже в интерьерах).
Сандрик иногда опирается на консоли
и завершается фронтоном.
(греч. sarkofagoV, букв. едящий мясо, плотоядный; первоначально - название
породы известняка, который якобы уничтожал трупы) - небольшая гробница у
народов древности; в более широком смысле - любой архитектурно и художественно
оформленный гроб. В истории искусства особенно примечательны древнеегипетские
(первоначально воспроизводившие формы жилища, а с 3 тыс. до н.э. - облик
умершего), этрусские (с фигурой умершего на крышке), эллинистические, римские
и раннесредневековые (с рельефами и архитектурным декором) саркофаги. Тип
античного саркофага получил дальнейшее развитие в эпоху Возрождения и барокко.
-
пространственная конструкция, перекрытие или
покрытие сооружений, имеющие геометрическую
форму, образованную выпуклой криволинейной
поверхностью. Под нагрузкой свод, подобно арке, работает преимущественно
на сжатие, передавая на опоры вертикальные
усилия, а также во многих типах свода
горизонтальные (распор). Простейшим и наиболее
распространенным является цилиндрический свод,
опирающийся на параллельно расположенные опоры
(стены, ряды столбов, аркады
и т.п.); в поперечном сечении он представляет
собой часть окружности эллипса, параболы и др.
два цилиндрических свода одинаковой
высоты, пересекающиеся под прямым углом,
образуют крестовый свод,
который может опираться на свободностоящие
опоры (столбы) на углах. Части цилиндрического
свода - лотки, или щёки, опирающиеся
по всему периметру перекрываемого сооружения на
стены (или арки, балки),
образуют сомкнутый свод. Зеркальный
свод отличается от сомкнутого тем,
что его верхняя часть (плафон)
представляет собой плоскую плиту. Производной от
свода конструкцией является купол.
Отсечением вертикальными плоскостями частей
сферической поверхности купола
образуется купольный (парусный) свод
(свод на парусах). Многочисленные
разновидности этих основных форм определяются
различием кривых их сечений, количеством и
формой распалубок и пр. (своды стрельчатые,
ползучие, бочарные, сотовые
и др.). древнейшими являются так называемые ложные
своды, в которых горизонтальные ряды кладки,
нависая один над другим, не передают усилий
распора. В 4-3 тыс. до н.э. в Египте и Месопотамии
появились цилиндрические своды,
распространившиеся в архитектуре Древнего Рима,
где также употреблялись сомкнутые своды
и крестовые своды. В византийской
архитектуре применялись цилиндрические, парусные,
крестовые своды, в частности, в крестово-купольных храмах.. В
архитектуре Азербайджана, Индии, Китая, Средней
Азии и Ближнего Востока использовались
преимущественно стрельчатые своды. В Западной и
Северной Европе в средние века получили
распространение крестовые своды, которые
в архитектуре готики приобрели стрельчатый
характер с основным конструктивным элементом -
нервюрой. С древности своды
выполнялись преимущественно из природного
естественного камня и кирпича. Величина
прочности камня на изгиб ограничивала примерно
на 5 м ширину пролета в стоечно-балочной
конструкции. Применение сводов (в которых
камень, работая не на изгиб, а на сжатие,
обнаруживает более высокую прочность) позволило
значительно превысить эти размеры. Со 2 пол. 19 в.
своды нередко создавались на основе
металлических конструкций. В 20 в. появились
различные типы монолитных и сборных
железобетонных тонкостенных сводов-оболочек
сложной конструкции, которые применяются для
покрытий большепролетных зданий и сооружений. С
сер. 20 в. распространяются также деревянные
клеёные сводчатые конструкции.
(старослав.
сьнь - тень, шатер, навес, покров) - в архитектуре
шатер, навес на столбах или
колоннах,
возводящийся над алтарем,
колодцем, троном или завершающий башню.
См. также балдахин,
киворий.
(греч. h sunagwgh - собрание, место собрания) - в иудаизме община верующих
и молитвенный дом. При многообразии архитектурных типов синагоги имеют общие
черты: прямоугольный план, деление на три - пять нефов,
у восточной стены "ковчег завета" и возвышение для чтения священных текстов
перед ним.
(от польск. sklep - подвал, свод) - внутреннее, обычно заглубленное в
землю помещение гробницы, предназначенное
для захоронения умершего.
(от греч. skotia - темнота) - асимметричный архитектурный облом
с вогнутым профилем из двух дуг разного радиуса.
-
главный храм города или
монастыря,
где совершает богослужение высшее духовное лицо
(патриарх, архиепископ и др.). Архитектура собора
обычно отличается монументальностью форм,
отражает основные тенденции господствующего
архитектурного стиля. В городе бывает несколько
соборов.
(среднегреч. solea, от лат. solium - престол) - небольшое возвышение
пола перед алтарной преградой или иконостасом
в православном храме.
(от итал. soffitto - потолок) - обращенная книзу поверхность потолочной
балки, арки, выносного карниза
и других деталей, часто декоративно обработанная.
(греч. stereobathV) - в античной архитектуре цоколь
храма или колоннады.
В древнегреческом зодчестве стереобат обычно состоял из трех ступеней, верхняя
из которых (или только ее поверхность) называется стилобатом.
(греч. stylobathV) - в античной архитектуре каменные плиты под колоннами
(верхняя ступень стереобата);
в более позднем словоупотреблении - трехступенчатый цоколь
древнегреческого храма. |