|
О проектеНовости сайтаДомаЦерквиФонариМосты и решеткиГалереяАрхитектурная флора ПетербургаСловарь Архитектурных ТерминовСсылкиГостевая книга |
Словарь Архитектурных ТерминовАбак(греч. Abax - доска) - верхняя плита капители. В классических архитектурных ордерах абак обычно имеет квадратные очертания с прямыми (в дорическом и ионическом ордерах) или вогнутыми (в коринфском ордере) краями.Акант, аканф(греч. akanJoV) - декоративная форма, восходящая к рисунку листьев травянистого растения акант; этот мотив, возникший в античном искусстве, лежит в основе орнамента или предопределяет конфигурацию коринфских и композитных капителей, модульонов, акротериев; акантовый орнамент характерен также для декора фризов и карнизов.Акведук(лат. Aquaeductus, от aqua - вода и duco - веду) - водовод (канал, труба) для подачи воды к населенным пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников. Акведуком называют также часть водовода в виде арочного моста над оврагом, рекой, дорогой, в котором стенки и днище лотка или трубы являются несущими пролетными конструкциями.Акротерий(греч. akrwthrion) - скульптурное украшение (статуя, пальметта и др.), помещаемое над углами фронтона (или над тимпаном портала, закомары, и т.д.)Алтарь(лат. - altaria, от altus - высокий) - жертвенник, а также важнейшая часть христианского храма. Первоначально - место для жертвоприношений на открытом воздухе. В древней Греции и Риме - отдельные сооружения, украшенные мрамором и рельефами. В христианских храмах алтарем называют стол ("престол"), на котором совершалось священное таинство, в католических так называются также декоративные стенки, украшенные живописью и скульптурой. С VIII в. появились переносные алтари-складни с живописью на створках. В обиходе алтарем называют также всю восточную часть храма, отделенную алтарной преградой, а в православных храмах (с XIV-XV вв.) - иконостасом.Амфипростиль(греч. amfiprostulos, от amfi - с обеих сторон, и prostulos - имеющий колонны с передней стороны) - тип древнегреческого храма, прямоугольного в плане и имеющего колонные портики на торцовых фасадах; продольные стены амфипростиля сооружались из гладких каменных блоков и не имели декора.Амфитеатр(от греч. amfiqeatron) -1. Древнеримское монументальное здание для зрелищ (боев гладиаторов, травли диких зверей, театрализованных представлений). Амфитеатры представляли собой грандиозные эллипсовидные в плане сооружения без крыши, с ареной посередине, окруженные местами для зрителей повышающимися уступами (как бы соединение двух подковообразных в плане греческих театров). Места для зрителей поддерживались сложной системой столбов и арок, между которыми были расположены сводчатые галереи, служившие фойе, и лестницы. Крупнейший амфитеатр - Колизей в Риме. 2. Места для зрителей в закрытых помещениях, расположенные дугообразными незамкнутыми ярусами (в театрах, кинотеатрах, аудиториях) или вокруг круглой арены (в цирке). Ансамбль(франц. Ensemble - совокупность, стройное целое) - группа построек, объединенная художественно, функционально или исторически, которая также может включать элементы природного ландшафта. Постоение ансамбля может подчиняться художественным принципам, свойственным периоду его возникновения, быть определено взглядами архитекторов или заказчиков, а также историей его возникновения.Антаблемент(франц. Entablement, от table - стол, доска) - верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, - составной элемент классического архитектурного ордера. Антаблемент членится на несущую часть - архитрав, на опирающийся на него фриз и венчающую часть - карниз. Встречается неполный антаблемент (без фриза). Антаблемент возник на основе деревянного балочного перекрытия и в своих формах отражает его структуру.Антефикс(лат. Antefix, от ante - спереди и fixus - прикрепленный) - украшение из мрамора или терракоты (в виде пальметты или щита с рельефом). Обычно помещалось по краям кровли вдоль продольной стороны античного храма.Анты(лат. Antae) - выступы продольных стен здания, ограждающие вход. Наиболее часто встречаются в древнегреческих храмах, тип которых получил название "храм в антах".Анфилада(франц. Enfilade, от enfiler - нанизывать на нитку) - ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создает сквозную перспективу интерьера.Апсида, абсида(от греч. Hapsis, род. падеж hapsidos - свод) - расположеннй в восточной части христианского храма алтарный выступ, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый конхой или сомкнутым полусводом. Апсиды впервые появились в древнеримских базиликах, термах, храмах.Арка(от лат. Arcus - дуга, изгиб) - криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами. В зависимости от размера пролета, нагрузки и назначения арки выполняются из камня, железобетона, металла и дерева. Арки впервые появились в архитектуре Древнего Востока, получили широкое распространение в архитектуре Древнего Рима.Части арки:
Арка триумфальная- монументальное оформление проезда или торжественное сооружение в честь военных побед и знаменательных событий. Как правило, триумфальные арки имеют три симметричных пролета (реже один) завершаются антаблементом и аттиком; украшаются скульптурой и памятными надписями. Триумфальные арки появились в Древнем Риме, где предназначались для церемонии торжественного въезда победителя (арки Тита, 81 г. н.э., Септимия Севера, 203 г. н.э., Константина, 315 г. н.э. в Риме). По их принципу построены арки в Париже (на прощади Каррузель, 1806 г. и на площади Звезды (Шарля де Голля), 1806-37 гг.). В России триумфальные арки возводились в честь военных побед с петровского времени (Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте в Москве, 1827-34 гг., архитектор О.И. Бове; Нарвские триумфальные ворота в Петербурге, 1833 г., архитектор В.П. Стасов).Аркада(от франц. Arcade) - ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей.Аркатура(от нем. Arkatur) - ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на внутренних стенах помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах.Астрагал(от греч. Astragalos, букв. - шейный позвонок) - гладкий или обработанный в виде бус валик, служащий сочленением ствола колонны с капителью или базой.Аркбутан(франц. Arc-boutant) - наружная каменная полуарка, передающая распор сводов главного нефа готического храма опорным столбам - контрфорсам, расположенным за пределами основного объема здания. Система аркбутанов, контрфорсов и нервюр составляет конструктивную основу готического храма. Применение аркбутанов позволяет значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство храма, увеличить оконные проемы, пролеты сводов и т.д.Архивольт(итал. archivolto, от лат. arcus volutus - обрамляющая дуга) - декоративное обрамление арочного проема. Архивольт выделяет дугу арки из плоскости стены, становясь иногда основным мотивом ее обработки.Архитектоника(от греч. Architektonike - строительное искусство) - художественное выражение структурных закономерностей конструкции здания. Архитектоника выявляется во взаимосвязи и взаиморасположении несущих и несомых частей, в ритмичном строе форм, делающем наглядными статические усилия конструкции. Отчасти она проявляется и в пропорциях, цветовом строе произведений и т.п. В более широком смысле архитектоника - композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.Архитрав(от греч. Archi - главный и лат. Trabs - балка) - в архитектурных ордерах - балка, нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, обычно лежащая на капителях колонн. В дорическом и тосканском ордерах архитрав - широкая гладкая балка; в ионическом и коринфском состоит из трех небольших горизонтальных уступов - фасций.Аттик(от греч. Attikos - аттический) - стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. В античной архитектуре обычно завершает триумфальную арку.Атриум, атрий(лат. аtrium) - закрытый внутренний двор в средней части древнеиталийского и древнеримского жилища, куда выходили остальные помещения. В центре атриума был бассейн (имплювий), над которым оставлялось отверстие (комплювий) для стока дождевой воды. |