|
О проектеНовости сайтаДомаЦерквиФонариМосты и решеткиГалереяАрхитектурная флора ПетербургаСловарь Архитектурных ТерминовСсылкиГостевая книга |
Церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ „ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТИ“
Вначале образ стоял в домовой Воскресенской церкви, которую царевна устроила в 1711 г. в своем дворце близ Литейного двора в память об избавлении брата от плена во время Прутского похода. В этой церкви находилась чугунная модель Царь-колокола весом в 12 пудов, которая погибла при пожаре. После смерти Натальи Алексеевны церковь вместе с двором перешла к гоф-интендантской конторе, и в 1795–1796 гг. арх. Г. П. Пильников украсил и переделал ее, пристроив также колокольню. Когда был задуман новый храм, то старый снесли, и 20 июня 1817 г. митрополит Амвросий заложил на том же месте по проекту, составленному в 1814 г. придворным зодчим Л. Руска, здание, за постройкой которого наблюдал помощник архитектора Л. И. Шарлемань. Оно стало последней работой Руски перед его возвращением в Швейцарию из России, где он проработал 35 лет. Получив новое название, церковь, не имевшая прихода, была освящена 24 октября 1818 г. митрополитом Михаилом. Она выдержана в стиле ампир и внутри представляет собой просторную ротонду, оформленную 24 ионическими колоннами из белого искусственного мрамора, несущими легкий купол. Чтимая икона „Всех скорбящих радости“ стояла справа от алтаря, в особом углублении, и в середине XIX века получила богатейшую золотую ризу, в которую были вставлены драгоценные камни, в том числе два великолепных рубина, „из коих один принесен в дар графом Шереметевым, а другой – дюшессой (княгинею) Серра-Каприола. Все те украшения оценить можно свыше ста тысяч рублей“. Риза была сделана в 1859 г. в мастерской Ф. А. Верховцева по рисунку акад. Ф. Г. Солнцева и стоила в действительности 60 тыс. руб. Со всей столицы к иконе притекали богомольцы, для молебнов ее носили по домам. Чтили ее и царственные особы: перед прививкой оспы к ней в 1768 г. пешком из дворца ходила Екатерина II; часто для молитвы приезжала Императрица Мария Феодоровна, вдова Павла I, с детьми, великие княжны и княгини. Об иконе пишет Пушкин в „Станционном смотрителе“: перед ней Самсон Вырин служит молебен о своей дочери Дуне. Одноярусный иконостас (переделанный в 1868 г.) вырезал охтинский резчик Я. А. Дунаев; образа начал писать С. С. Курляндцев, а закончил акад. В. К. Шебуев; живописный фриз исполнил Ф. А. Щербаков. Из прежней церкви были взяты 11 икон, в том числе Тихвинская и Феодоровская Божия Матерь. В 1841 г. в церкви пробили верхние окна; в 1869 г. снаружи, на алтарной стене, повесили в чугунной раме большой образ Скорбящей кисти акад. И. А. Тюрина, перед которым горела неугасимая лампада. Когда в 1911 г. отмечалось 200-летие перенесения иконы, в храме был проведен реставрационный ремонт. Кроме старинных икон XVIII века, в нем хранилась дарохранительница, сделанная из 13 кг серебра и подаренная в 1760 г. Императрицей Елизаветой Петровной. Она представляла собой небольшой храм и была украшена литыми рельефами. Почти полвека (1860–1909 гг.) прослужил в церкви прот. Николай Георгиевич Георгиевский; последним с 1913 г. настоятелем был прот. Сергий Александрович Соллертинский, известный богослов. В 1919 г. он заболел нервным расстройством и ушел на покой. Церковь, бывшая в руках обновленцев, закрыта 10 января 1932 г. и отдана Музею истории религии; с фасада убраны фигуры ангелов с крестом, а чтимый образ и имущество переданы в Троицкую церковь. В здании, охраняемом государством, с 1970 г. разместилось городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. 4 апреля 1993 г. в церкви начались богослужения, и 15 марта 1994 г. она возвращена верующим, а в Рождество 1995 г. в ней состоялась первая литургия. Однако восстановить полностью ее историческое убранство невозможно. Чтимая икона не возвращена из Преображенского собора. |