Мой любимый Питер

Меню

О проекте

Новости сайта

Дома

Церкви

Фонари

Мосты и решетки

Галерея

Архитектурная флора Петербурга

Словарь Архитектурных Терминов

Ссылки

Гостевая книга

ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ("СПАС-НА-КРОВИ")
Набережная канала Грибоедова, д.2-б


Храм Спас-на-крови был возведен в 1883-1907 годах, на месте, где 1 марта 1881 года смертельно ранили Царя-Освободителя Александра II.
Храм Воскресения Христова «в чисто русском вкусе» сооружен по проекту Альфреда Парланда, который использовал многие композиционные приемы и формы церквей Москвы и Ярославля XVII века. Здание является крупнейшим памятником русского мозаичного искусства. Живописные композиции из мозаики создавались в мастерской Александра и Владимира Фроловых по оригиналам художников Виктора Васнецова, Николая Бруни и др. Внутри храма мозаика сплошь покрывает стены, столбы и своды. В отделке интерьера использована богатейшая коллекция самоцветов. Над бережно воссозданным местом ранения Александра II установлена шатровая сень. Собор привлекает многочисленностью декора – фигурными наличниками, кокошниками, заполненными мозаичными вставками, поясками, изразцами, разноцветной черепицей.
Это девятиглавый храм, вмещающий 1600 человек. Пятиугольное в плане здание традиционно ориентировано на восток. С восточной стороны к основному объему примыкают три алтарные апсиды, завершающиеся мелкими куполами. В западной части расположена двухъярусная колокольня, увенчанная массивным куполом. Все главы собора имеют луковичную форму и покрыты ювелирной эмалью. Такой же купол венчает и центральный шатер, прорезанный двумя рядами световых окон. Высота шатра от земли до завершения креста - 81 м. Цифра эта символична, она указывает на год кончины царя - 1881. Купола покрыты медными позолоченными листами. Декоративная отделка фасадов собора весьма насыщена и многослойна. Цокольная часть здания облицована сердобольским (карельским) гранитом. В неглубоких нишах цоколя установлены двадцать досок норвежского темно-красного гранита. На них золоченными буквами начертаны деяния Александра II. Это главные события из русской истории за период правления императора с 19 февраля 1855 г. по 1 марта 1881 г.
Здание храма было полностью электрифицировано. Храм был освещен 1 689 электролампами. Была создана молниезащита, при этом громоотводами служили кресты центральной главки и колокольни. С северо-запада и юго-запада к колокольне примыкают два крыльца, оформляющие вход в храм. Они идентичны, имеют шатровый верх, увенчанный двуглавым орлом. Шатры покрыты разноцветной черепицей. Между ними расположена обращенное к каналу мозаичное распятие, выполненное по оригиналу самого А.А.Парланда.
Пять куполов храма покрыты ювелирной эмалью площадью 1 000 кв. м. Его колокольню украшают мозаичные гербы городов и губерний Российской империи.
Освящение храма состоялось 19 августа 1907 г. На освящении присутствовала императорская чета. В храм допускали только по пропускам, подписанным П.А.Столыпиным. Храм относился к придворному ведомству.
Южная, восточная и северная стороны площади перед храмом были оформлены дугообразной оградой, выполненной по проекту Парланда. Она состояла из 52 звеньев со стилизованным растительным орнаментом, кованных на петербургском заводе К.Винклера в 1903 - 1907 годах. Вдоль ограды устроили тротуар из лещадных плит с гранитным цоколем, с южной и северной сторон примыкавших к тротуару собора. Восточную часть площади перед храмом оформляли газоны и цветники.
История храма после революции носила драматический характер. В 20-е гг., после закрытия Исаакиевского собора, храм стал кафедральным. Однако 30 октября 1930 г. специальным постановлением ВЦИК его как действующую церковь закрыли. Предполагалось передать его обществу политкаторжан и ссыльнопоселенцев.
В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов принимает решение о целесообразности разборки Спаса на крови по частям. Затем на некоторое время этот вопрос был снят с повестки дня. Вновь он поднимается в 1938 году. Акцию планируют на 1941 год. Но в связи с началом Великой Отечественной войны взрывников буквально от стен храма направили на фронт. В годы блокады в Спасе на крови размещают морг, сюда свозят трупы погибших ленинградцев. После войны собор арендует Малый оперный театр и устраивает в нем склад декораций. Здание продолжает разрушаться. В 1956 году городские власти в очередной раз задумали снести собор под предлогом устройства транспортной магистрали. Началась новая кампания уничтожения культовых зданий, продолжавшаяся более десяти лет. И только в 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении. А в 1970 году директору музея "Исаакиевский собор" Г.П.Бутикову удалось доказать сначала руководству города, а затем и чиновникам Министерства культуры историческую и художественную ценность этого храма. Он же ходатайствует о передаче памятника своему музею в качестве филиала, для проведения реставрационных работ и открытия в будущем музея. Исполком Ленгорсовета 20 июля 1970 года принимает решение № 535 "Об организации филиала музея "Исаакиевский собор" в здании бывшего храма Спаса на крови". Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 года. К этому времени храм Воскресения Христова находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации. Сначала был выполнен большой объем общестроительных и инженерных работ, без которых реставрацию начинать было невозможно. Параллельно научные сотрудники музея изучали архивные материалы по Спасу на крови, и не только в Ленинграде, но и в Москве, Свердловске и Барнауле. Непосредственно к реставрации приступили только в 1980 году. Первый этап научно-реставрационных и восстановительных работ был завершен 19 августа 1997 года, и музей-памятник "Спас на крови" открыл свои двери для посетителей. Храм Воскресения Христова - единственный сохранившийся в Петербурге памятник императору Александру II.





Сайт создан в системе uCoz