Мой любимый Питер

Меню

О проекте

Новости сайта

Дома

Церкви

Фонари

Мосты и решетки

Галерея

Архитектурная флора Петербурга

Словарь Архитектурных Терминов

Ссылки

Гостевая книга


Площадь Труда, 4


Николаевский Дворец.
Архитектор А. И. Штакеншнейдер. 1853-61 гг. Эклектика.

Памятник архитектуры эклектики. Выстроен в 1853-61 гг. для великого князя Николая Николаевича (Старшего). Массивное 3-этажное здание стоит в глубине сквера, огражденного чугунной решеткой. Фасады обработаны 3 ярусами пилястр и декоративными деталями. Сохранилась первоначальная отделка вестибюля, 2-маршевой лестницы, нескольких парадных интерьеров. В ансамбль дворца входят манеж и служебные корпуса.
Фасады Николаевского дворца - типичный пример стилизаторского ренессанса . Повторяя в общих чертах композиционные приемы итальянской архитектуры XVI века, Штакеншнейдер обработал фасады Николаевского дворца поэтажно размещенными колоннами и пилястрами. Общая схема построения с размещением ордера в три яруса напоминает фасады дома министра государственных имуществ на Исаакиевской площади , однако в отделке Николаевского дворца Штакеншнейдер идет еще дальше Ефимова , до предела насыщая фасад лепниной, разного рода филенками , тягами , прорезками, орнаментальными скульптурными вставками и т. д. Как и в неоренессансных фасадах построек Ефимова, ордер в композиции Николаевского дворца звучит совершенно иначе, чем в постройках эпохи классицизма. Из-за измельченности масштаба он утрачивает героичность и мощь, которые были свойственны композициям классицизма. Иначе воспринимается и его центральный портик из четырех гранитных колонн. Он уже не играет , как в классицизме , роль эмоционального и смыслового центра - из-за своего мелкого масштаба он превратился в простое оформление парадного подъезда , весьма удобное в условиях петербургского климата. Вместе с тем, поэтажное размещение ордера и постепенное облегчение и измельчение ордерных элементов снизу вверх создают особенный художественный эффект : Николаевский дворец кажется больше своих истинных размеров . Причина этого впечатления - в характере ордерной обработки фасада. Первый этаж декорирован широкими ионическими пилястрами , второй - стройными коринфскими колоннами, а третий - короткими узкими пилястрами, и их небольшие размеры создают иллюзию перспективного сокращения . Снизу вверх облегчается не только ордер, но и скульптурный декор, и это тоже создает ощущение большой высоты здания. В отделке интерьеров Николаевский дворца Штакеншнейдер использовал разные стили , отдавая, однако, главное предпочтение ренссансу и барокко . Его мастерство , его умение достичь интересных композиционных эффектов ярко пояаилось в разработке парадной лестницы и двухъярусного Танцевального зала.
В 1863 г. освящена дворцовая церковь Божией Матери "Всех скорбящих Радости", расписанная художником Л. Тиршем. В 1873-74 гг. в церкви устроен нижний придел - копия пещеры Гроба Господня (арх. Ф. С. Харламов). Во 2-й половины 1880-х гг. перестроены и отделаны комнаты детей великого князя. В 1894 дворец продан в казну и приспособлен под Женский институт им. вел. княгини Ксении Александровны (арх. И. А. Стефаниц, Р. А. Гедике). В 1917 г. здание было передано петрогроградскому Совету профсоюзов и стало называться Дворцом Труда. В нем размещались Областной совет и ряд отраслевых профсоюзов, а также Высшая школа профдвижения, что повлекло за собой перестройку интерьеров. В 1999 г. в дворцовой церкви возобновлены богослужения.




Сайт создан в системе uCoz