Мой любимый Питер

Меню

О проекте

Новости сайта

Дома

Церкви

Фонари

Мосты и решетки

Галерея

Архитектурная флора Петербурга

Словарь Архитектурных Терминов

Ссылки

Гостевая книга


Улица Некрасова, д.58-60 / Греческий пр., д.10-12 / Фонтанная ул., д.3


Здания Бассейного кооперативного товарищества (Бассейный кооператив)
Архитекторы Виррих Э.Ф., Зазерский А.И., Бубырь А.Ф., Николай Васильев. 1912-1914 гг. Модерн.

На плане города 1849 года на этом месте указаны огороды и полковая баня Преображенского полка. Позднее полк сдавал участок в аренду, в том числе частным антрепренерам. С середины 1880-х здесь находился любимый горожанами летний театр на Бассейной. При первом директоре – купеческом сыне В. А. Николаеве-Соколовском – он назывался «Новым Эрмитажем». С 1899 года театр переименовывается в «Олимпию», с 1902 года это уже Новый летний театр, и в его репертуаре помимо оперетт, фарсов и драм (и, судя по афишам, французской борьбы) появляется даже опера. . Здесь пели Собинов и Вяльцева. После пожара 1904 года для «Олимпии» отстроили, по отзывам прессы того времени, «роскошное сооружение»: сцена была увеличена, зал удлинен, прибавилось число лож, улучшилась акустика. Это деревянное здание существовало до 1915 года, когда было разобрано при строительстве дома Бассейного товарищества.

Зазерский А.И. был инициатором кооперативного строительства в городе, создав в 1909 году Товарищество для устройства постоянных квартир. Его смысл в самых общих чертах: не нанимать квартиры в доходных домах, что невыгодно, а, сложившись, строить самим. Это был выход для среднего класса, который не мог строить собственные дома в центре, а жить на окраине не хотел. Потенциальные вкладчики таких товариществ – крупные чиновники, военные, сливки интеллигенции и т. п.

Первоначальный проект принадлежал Эрнесту Францевичу Вирриху и Алексею Ивановичу Зазерскому. Именно они были во главе учредителей Бассейного товарищества и они же предложили первый план и оригинальное пространственное решение комплекса: два смыкающихся в глубине участка курдонера (двора), образующие Г-образный внутриквартальный проезд шириной 11 саженей. Благодаря этому окна всех квартир выходили на улицу или в солнечный широкий курдонер, а в темные маленькие дворы выходили лишь кухни и технические помещения.

В эти годы загруженные заказами архитекторы обратились за помощью к коллегам. Виррих – к Николаю Васильеву, с которым вместе строил торговый дом Гвардейского экономического общества (ныне ДЛТ), Зазерский привлек однокурсника и товарища Алексея Бубыря. Знаменитый дуэт Бубырь – Васильев (они часто строили вместе) был еще более моден. Именно участие Бубыря и Васильева сказалось на изменении проекта: вместо планировавшегося неоклассического оформления фасадов их решили сделать в стиле модерн.

Угловой корпус (дом № 60) достроили к осени 1913 года. Прочие строились вплоть до 1917-го, но так и не были закончены. Корпуса на углу Фонтанной улицы и Виленского переулка достраивались уже в 1927 году в нейтральных формах упрощенного конструктивизма (это первая осуществленная работа выдающегося ленинградского архитектора Е. А. Левинсона).

Детальная разработка инженерной начинки здания впечатляет даже сегодня: технические лифты на черных лестницах, вентиляционная система, центральный горячий водопровод и отопительная система и даже пылесосная станция, соединенная трубами со всеми квартирами. Достаточно было подсоединить резиновый шланг пылесоса к гнезду на стене, и можно было делать уборку. При каждой кухне имелась светлая холодная кладовая. Были предусмотрены механические прачечные с сушилками. На черных лестницах – балконы для чистки одежды. В парадных – общественные уборные для приходящих. В мансардном этаже – общая гостиная и курительный зал. Мансардный этаж с самого начала предназначался для сдачи внаем, так же как и помещения для магазинов на первом этаже. Выручаемые при этом средства должны были идти на покрытие расходов по содержанию домов. Каждая квартира имела от трех до семи комнат общей полезной площадью от 110 до 270 кв. м. Все члены товарищества до начала строительства получили проекты своих квартир, в которые они могли вносить желаемые изменения. По требованию производилась перепланировка комнат, дверей и т. д. За дополнительную плату применялась более дорогая отделка. Достраиваемый дом стал одним из самых престижных в Петербурге, местом, где жили лучшие люди его демократической и либеральной части.

Сегодня уже нелегко выявить степень участия каждого из архитекторов, бесспорно лишь то, что выдающийся ансамбль является результатом совместной напряженной деятельности четырх талантлиых зодчих. Вирриху и Зазерскому принадлежит решение генплана и в основном планировка здания. Васильеву и Бубырю же принадлежит основное художественное решение ансамбля. Он и сегодня покоряет мощной и суровой пластикой объемов, подлинной монументальностью, романтической взволнованностью образного решения. Здесь отчетливо видна роль высоких труб, фронтонов мансардных этажей, сложных перепадов кровель. Может создаться впечатление, что Васильев и в одиночку справился бы с таким проектом - И в деталях, и в приемах компоновки фасадов – везде чувствуется рука этого мастера. Но, по косвенным данным, историки архитектуры Лисовский и Исаченко атрибутируют как постройку Бубыря дом №12 по Греческому проспекту. На плане это косой четырехугольник в правом верхнем углу. Фасады этой части комплекса немного скромнее, чем те, что прорисованы рукой Васильева, скульптуры на них почти нет, но единство стиля выдержано, они интересны по пластике и градостроительно оправданы.

То, на чем неминуемо остановится взгляд – скульптура. Многочисленные рельефы, не расставленные, а, скорей, живущие на этих стенах, на первый взгляд кажутся ни на что не похожими. По данным Е.Куферштейна, «все эти изображения выполнены по рисункам архитектора В.Н.Пясецкого, занимавшего квартиру в доме 58».




Фасад дома по Греческому проспекту, д.10

Фасад дома по Греческому проспекту д.12

Дворы дома со стороны Греческого проспекта

Дворы дома со стороны улицы Некрасова

Фасады дома со стороны улицы Некрасова (на реставрации - октябрь 2008)

Фасад дома со стороны Фонтанной улицы

Фасад дома по Виленскому переулку (внутренний дворик дома)

Фонари этого дома

Сайт создан в системе uCoz