Мой любимый Питер

Меню

О проекте

Новости сайта

Дома

Церкви

Фонари

Мосты и решетки

Галерея

Архитектурная флора Петербурга

Словарь Архитектурных Терминов

Ссылки

Гостевая книга

МОСТ ЛЕЙТЕНАНТА ШМИДТА


Соединяет площадь Труда с Васильевским островом на стыке набережных Лейтенанта Шмидта и Университетской.

С 1750-х годов стали появляться первые проекты постоянного моста через Неву. Однако долгое время это было слишком дорогой и сложной инженерной задачей. Санкт-Петербург обходился наплавными мостами. Первый постоянный мост в Санкт-Петербурге появился между Васильевским островом и Английской набережной. Начало строительства было положено в 1842 году. Мост строился по проекту Станислава Валериановича Кербедза. К тому времени Кербедз уже соорудил несколько однопролётных чугунных арочных мостов, отчасти потому и доверили возведение столь сложного на то время инженерного сооружения именно ему. Береговые устои, выложенные в подводной части из финляндского гранита, а в надводной - из сердобольского, были углублены в русло реки на 10 м. Строительство моста, начатое в 1843 г., закончилось 21 ноября 1850 г. - намного позже намеченного срока - осени 1846 г. В этот день в торжественной обстановке он был открыт для движения экипажей и пешеходов. Новому мосту было присвоено название Благовещенского по имени находившейся на предмостной площади церкви лейб-гвардии Конного полка. В 1854 г. по проекту архитектора Л. И. Штакеншнейдера между разводными пролетными строениями была сооружена часовня Николая Чудотворца.
Сооружение первого постоянного моста через Неву стало заметным событием в жизни Санкт-Петербурга. Чтобы заставить строителей работать добросовестно, император Николай I пообещал их руководителю награждать его повышением в чине за каждый построенный пролёт моста. Говорят что проект переправы был тут же переработан в сторону увеличения количества этих пролётов. Так это или нет, но начав строительство инженер-капитаном Станислав Валерианович окончил его генералом. Пролётов у Благовещенского моста было построено восемь: семь пролетов в чугунных арочных конструкциях, с «ездой по верху», восьмой — двукрылый разводной в горизонтальной плоскости у правого берегового устоя. При сооружении моста была перестроена и прилегающая к нему территория. На адмиралтейской части появилась Благовещенская площадь (сейчас площадь Труда) с Благовещенской церковью в центре. При создании площади часть Крюкова канала была заведена в трубу, таким образом мост был построен строго по оси канала. Со стороны Васильевского острова была благоустроена набережная.

Наиболее интересной и художественно исполненной частью декора моста являются ограждения. Чугунная решетка художественного литья выполнена по проекту архитектора А. П. Брюллова. Перила представляют собой непрерывный ряд ажурных чугунных секций-панелей между такими же “прозрачными” стойками. По художественным достоинствам и чистоте рисунка их можно считать лучшими произведениями подобных элементов. В несколько вытянутом обрамленном прямоугольнике заключен тонко исполненный в чугуне орнамент, представляющий композицию середину которой акцентирует трезубец на пальметке. К нему обращены с двух сторон фантастические морские коньки, задние части которых в виде завитых, поднятых кверху, рыбьих хвостов вплетены в симметричный растительный фигурный орнамент. Внутреннюю прямоугольную рамку с вплетенным в нее рисунком охватывает аналогичная внешняя, а промежутки между ними заполнены фигурными веточками. Внутреннее пространство стоек заполнено также орнаментальными вставками из сочетающихся различных по высоте и форме сосудов. У каждой опоры Николаевского моста были установлены газовые светильники. Многогранные застекленные фонари, завершавшие стойки в виде колонн коринфского ордера на полом чугунном пьедестале, были изготовлены по проекту прапорщика Цветкова.
В 1855 году мост переименовали в Николаевский.

К началу XX века переправа стала неудобной для новых судов. Её разводной пролёт стал узок, к тому же он был обустроен в мелкой боковой части Невы. В 1901 году было предложено несколько инженерных решений переноса разводного пролёта в центр русла, но ни один из них не был воплощён в жизнь.

В 1918 году Николаевский мост переименовали в мост Лейтенанта Шмидта. Петр Петрович Шмидт руководил восстанием на крейсере "Очаков" в 1905 году.
Повысившиеся транспортные нагрузки и современное судоходство привели к капитальной перестройке моста, осуществленной в 1936—1938 гг. но проекту профессора Г. П. Передерия (главный инженер проекта), В. И. Крыжановского и архитектора Л. А. Носкова. Двукрылый разводной пролет устроен между центральными опорами (опоры моста Кербедза при реконструкции были использованы без перестроек). Прежний разводной пролет заменен железобетонной аркой, облицованной гранитом. Пролеты по сторонам разводного заново перекрыты неразрезными стальными арками. Но прямые линии пролетных балок придали очертаниям моста несколько суховатый характер. При реконструкции удалены часовня и фонари, которые в настоящее время освещают Марсово поле. Чугунные арочные конструкции были использованы при постройке моста через реку Волгу в Твери и служат по настоящее время. Новые фонарные столбы разработаны архитектором Л. А. Носковым. Для ограждения моста использованы прежние перила. В 1956 г. на павильонах укреплены две мемориальные доски.
Длина моста Лейтенанта Шмидта 331 метр. После реконструкции он стал на 4 метра шире, его ширина составляла 24 метра. На месте разводного пролёта у правого берега Невы был построен пролёт из камня. Движение по вновь отстроенной переправе было открыто 5 ноября 1938 года. Окончена реконструкция в 1939 году. В 1976 году был замененён деревянный настил разводного пролёта на металлические листы.
Вопрос о новой реконструкции возник в 2004 году. При осмотре конструкций было принято решение сохранить старые фундаменты опор, за более чем 150 лет службы они сохранились в рабочем состоянии. Стальные конструкции из-за износа заменят полностью. Было принято решение о строительстве рядом временного моста. Стальные конструкции временного моста используют для строительство нового. Новый мост расширят с 24 метров до 37 для увеличения его пропускной способности. Длину моста и количество пролётов оставят прежними.




Фонари моста Лейтенанта Шмидта

Сайт создан в системе uCoz