Мой любимый Питер

Меню

О проекте

Новости сайта

Дома

Церкви

Фонари

Мосты и решетки

Галерея

Архитектурная флора Петербурга

Словарь Архитектурных Терминов

Ссылки

Гостевая книга

ПАНТЕЛЕЙМОНОВСКИЙ МОСТ.


Пантелеймоновский мост пересекает Фонтанку у Летнего сада по продолжению улицы Пестеля. Длина моста 43 м., ширина – 23,4 м.

Вначале на этом месте в 1725-26 годах мастер Харман ван Болес построил деревянный мост-акведук, по которому подавали воду из Литовского канала для питания фонтанов Летнего сада. В 1748-49 его заменили новым в стиле барокко (арх. Ф.Б. Расстели). В 1777 году во время наводнения фонтаны были разрушены, акведук разобрали и устроили здесь лодочный перевоз.
В 1823-24 по проекту инж. Г. Треттера здесь был построен висячий (цепной) однопролётный постоянный мост. Поначалу мост имел название Цепной. Он стал 1-м цепным мостом через Фонтанку. Этот тип мостов появился в России раньше, чем в других европейских странах. Пять цепей, к которым было подвешено пролётное строение, изготовлены из уральского круглого железа. Чугунные опоры-пилоны крепились неподвижно к устоям, возведённым на свайном основании. Концы цепей закреплялись в каменной укладке устоев на уровне их основания. Опоры были богато декорированы в духе обрамлений входов в древнеегипетские храмы. В таком же стиле выполнены были фриз и карниз, богато декорированные тонким золотым орнаментом. Наряду с чертами, присущими архитектуре древнего Египта, в оформлении моста имелись черты, характерные для русской классики: золочёные розетки, прикрывающие стыки звеньев цепей, маски львов, через пасти которых пропущены главные цепи, фонари на цепях, провисающие в порталах арки, перильные ограждения «россиевского» рисунка и т. д. На гранитных устоях с каждой стороны реки были установлены порталы из 5 чугунных колонн высотой 6 м. Каждый из них завершался карнизом, украшенным позолоченным свинцовым орнаментом и львиными головами. Через открытые львиные пасти были пропущены несущие цепи, к которым крепился деревянный настил моста. При всей внешней красоте у моста имелся недостаток – зыбкость и раскачивание под действием вертикальных и горизонтальных сил. Мост исправно служил петербуржцам 83 года. В 1907 году, после разрушения аналогичного Египетского моста, его разобрали. Официальной мотивировкой послужило заявление городских властей о необходимости прокладки здесь трамвайных путей.

По проекту инж. Андрея Петровича Пшеницкого и арх. Льва Александровича Ильина мост был заменён новым современным металлическим сооружением арочной системы. Руководил строительством инж. А.А. Рейнеко. Мост назвали Пантелеймоновским, по находящейся рядом церкви святого Пантелеймона. Трамвайные пути здесь так и не были проложены, а петербуржцы лишились одного из красивейших мостов в городе. А.Н. Бенуа, пытаясь спасти одну из прекраснейших достопримечательностей Санкт-Петербурга, предлагал передвинуть Цепной мост по Фонтанке, ближе к Неве, примерно к зданию правоведения, чтобы он мог служить пешеходным мостом в Летний сад. Но члены Городской думы на это не пошли и мост разобрали.
Новый мост был открыт для движения в 1908. Первое время на новом мосту стояли деревянные перила: Академия художеств отказалась одобрить присланные на утверждение чертежи металлических перил, считая, что «мотивы решёток скорее характера балконного, чем мостового». Проект архитектурного оформления был переработан в 1910 году. Для того, чтобы новый мост органично вошел в окружающий архитектурный ансамбль, Л.А. Ильин использовал те же декоративные элементы, что и в отделке соседних мостов через Мойку. Однако, Пантелеймоновский мост получился одним из самых красивых по своему художественному оформлению. Обладая изящными формами, утонченными пропорциями, стильным декором, мост вносит удивительное поэтическое обаяние в окружающую городскую среду. Декорирование моста выполнено заводом «Карл Винклер», который окончил работы по окраске и позолоте в июле 1914 года. Чугунные секции перил художественного литья представляют собой часто расставленные дротики с накладной арматурой из воинских атрибутов: перевитых лентами секир, пик, щитов. Стойки перил выполнены в виде ликторских связок. Торшеры – пучки высоких пик, перевитых посредине венками, украшенными накладными овальными щитами с барельефами медуз на фоне перекрещенных мечей античной формы. Средняя, наиболее высокая пика, завершается двуглавым орлом с распростертыми крыльями и лавровым венком в когтях. Остеклённые фонари, напоминающие усечённые 8-гранные пирамиды, подвешены к кронштейнам. Художественное воздействие декоративных элементов моста усиливается тем, что Ильин широко использовал бронзировку и покрытие сусальным золотом отдельных элементов декора. Накладные украшения арок и другие позолоченные части на фоне чёрноокрашенных поверхностей придают мосту впечатление парадности и богатства. При реставрации моста в 1957 году было покрыто червонным золотом 82,81 кв. м. деталей, включая украшения арок. Тогда же по проекту арх. А.Л. Ротача были восстановлены утраченные торшеры моста.
Капитальный ремонт Пантелеймоновского моста не проводился с момента его открытия в 1911 г. После проведенного в 1998 г. обследования, состояние большей части элементов моста было признано аварийным. Для того чтобы воссоздать мост в первозданном облике, авторы проекта реставрации обратились к старинным фотографиям и архивным чертежам. По первоначальному проекту предполагалась полная замена несущих консолей моста. Но, учитывая их уникальность и сравнительно хорошее состояние, было принято решение об их сохранении и реставрации. Существенной частью работ стала реставрация архитектурного декора моста. Были воссозданы утраченные детали декоративного оформления моста. Существующие части были тщательно отреставрированы, собраны из фрагментов, проварены и обработаны. При этом бережно сохранялись все оригинальные детали и восстанавливались лишь недостающие. Завершающим этапом реставрации стала позолота декоративного оформления моста. Эта операция была произведена на площади в 150 кв. м. Позолотчики использовали две техники золочения: фасадные детали, выполненные из бронзы и меди, были позолочены способом гальваники, а чугунные решетки и торшеры - сусальным золотом. Первый способ гораздо более устойчив к климатическим условиям, но не применим для чугуна. В 2001-02 осуществлены капремонт пролетного строения и реставрация декора.
В 1915-23 мост назывался Гангутским. С 6.10.1923 мост стал назывался мостом Декабриста Пестеля, в память о П.И. Пестеле, казнённом в 1826 году, который жил когда-то неподалёку от моста. В 1928 название сократилось до мост Пестеля. Однако с 4.10.1991 по решению городских властей мосту вернули историческое название.




Фонари Пантелеймоновского моста

Сайт создан в системе uCoz