Мой любимый Питер

Меню

О проекте

Новости сайта

Дома

Церкви

Фонари

Мосты и решетки

Галерея

Архитектурная флора Петербурга

Словарь Архитектурных Терминов

Ссылки

Гостевая книга

МАЛО-КОНЮШЕННЫЙ МОСТ.


Тройной мост (Трёхарковый, Трёхколенный) — неформальное название уникальной мостовой композиции в месте соединения канала Грибоедова и реки Мойки, состоящей из сходящихся в одной точке Мало-Конюшенного моста через Мойку, Театрального моста через канал Грибоедова и сухопутного моста-дамбы между двумя реками (иногда называемого Пешеходным мостом).
Первый деревянный мост на месте современного Мало-Конюшенного моста был перекинут через Мойку ещё в 1716 году. В начале XIX века было предложено несколько проектов замены деревянных мостов новыми металлическими или каменными, однако их воплощение постоянно откладывалось. В то время в Петербурге шло строительство целого ряда важных зданий, формировался архитектурный ансамбль площади Искусств, и градостроители не могли уделить большого внимания паре небольших мостиков возле Царицына луга. Так продолжалось до 1807, когда К. И. Росси, получивший заказ на строительство дворца для брата Александра I великого князя Михаила Павловича между Екатерининским каналом и Фонтанкой, принялся за перепроектирование всего района, окружавшего задуманный им архитектурный комплекс. В числе объектов, спроектированных им для застройки района, были и два необычных моста, опирающихся одними своими концами на берега Екатерининского канала и Мойки, а другими — на общую опору в середине Мойки. Тогда же впервые возникло название Трёхарочный мост, хотя официально за двумя частями композиции оставили те имена, которые носили находившиеся здесь раньше деревянные мостики — Мало-Конюшенный и Театральный. Мосты были построены в 1829—1830 под руководством В. К. Треттера по проекту, в окончательном виде подготовленному Е. А. Адамом. Последний предполагал, что ограды и фонари мостов должны будут отличаться по оформлению, но Треттер настоял на том, что составляющие единую композицию мосты и оформлены должны быть единообразно. Оба моста имеют по одному пролёту, перекрытому чугунными сводами из тюбингов. К Театральному мосту со стороны здания Главных императорских конюшен примыкает арка ложного Пешеходного моста. При одинаковой ширине (около 15,6 м.) Театральный и Мало-Конюшенный мосты заметно различаются по длине: 18 м и 23 м соответственно. На концах Мало-Конюшенный расширяется до 19 м. Арочные пролеты мостов состоят из чугунных секций, соединенных болтами. Все три моста имеют одинаковые торшеры и чугунные перильные ограждения, оформленные в стиле позднего классицизма. Металлические элементы мостов изготавливались в 1819—1829 гг. на казенном Александровском чугунолитейном заводе в Петербурге, а также на Александровском Олонецком чугунолитейном заводе. В декоре преобладают элементы растительного орнамента. Решетка ограды образована вертикальными круглыми стержнями с капителями в виде нераспустившихся бутонов. В центре каждого звена решётки находятся маска Медузы Горгоны и месяц, окружённые ветвями и пальмовыми листьями. На общем фоне красиво выделяются детали, покрытые сусальным золотом.
Ансамбль Тройного моста уникален в мировой практике и относится к шедеврам мостового зодчества. Исторический облик мостов сохранён до наших дней без существенных изменений. Только в 1936 году в ходе капитального ремонта мосты подверглись незначительной модернизации: мостовое полотно было заасфальтировано, а тротуары отделены от проезжей части высокими гранитными поребриками. В ходе реставрации 1952 года был восстановлен декор фонарей и оград. Последний раз мостовой ансамбль реставрировался в 2001: тогда мостовое полотно было заново вымощено отёсаным камнем, а автомобильное движение по мостам прекращено. В 1953 г. по проекту архитектора А. Л. Ротача восстановлены утраченные торшеры с фонарями. В 1989— 1991 гг. мосты укрепляются и реставрируются но проекту инженера Г. Н. Брудно.




Фонари Мало-Конюшенного и Театрального мостов

Сайт создан в системе uCoz