Мой любимый Питер

Меню

О проекте

Новости сайта

Дома

Церкви

Фонари

Мосты и решетки

Галерея

Архитектурная флора Петербурга

Словарь Архитектурных Терминов

Ссылки

Гостевая книга


Миллионная улица , д. 35

Когда на сердце тяжесть и холодно в груди
К ступеням Эрмитажа ты в сумерках приди.
Там без питья и хлеба, забытые в веках
Атланты держат небо на каменных руках.

А. Городницкий


Новый Эрмитаж.

По проекту архитектора Л. фон Кленце, архитекторы-строители В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов, скульпторы А. И. Теребенев (гранитные гермы и атланты), В. И. Демут-Малиновский, К. А. Клейн, И. И. Реймерс, Д. И. Иенсен, П. В. Свинцов, Н. А. Устинов, Н. А. Токарев, А. В. Логановский. 1842 - 1851 гг.

Атланты, вошедшие в песни о городе на Неве, являются одним из символов Петербурга. Портик Нового Эрмитажа со стороны Миллионной улицы украшен десятью гигантскими фигурами атлантов. Их создатель - скульптор А. И. Теребенев, под руководством которого в 1844-1849 годах работало более 150 каменотесов. Атланты охраняют вход в "хранилище муз" - здание Нового Эрмитажа, построенное по проекту архитектора Лео фон Кленце в 1842-1851 годах специально для растущей коллекции предметов живописи и искусства.

Среди молодоженов Петербурга существует примета: если в день свадьбы приехать к атлантам и потрогать их большие пальцы ног, заключенный брак будет непременно счастливым, а дети, которые родятся в этом браке, будут отличаться красотой



18 ноября 1845 года Александр Теребенев был удостоен за глиняную модель атланта звания академика. Однако лишь в 1849 году замысел скульптора был полностью воплощен в действительность. Перевод глиняной модели в гранит оказался делом необычайной сложности. С подобными работами русские резчики никогда не сталкивались. "Я занят колоссальными моделями ваятельных работ и в первый раз вводимом в России производством оных из сердобольского гранита",- пишет Теребенев в октябре 1845 года. Серый сердобольский гранит добывался у берегов Онежского озера. С трудом находимые гранитные глыбы с неменьшим трудом доставлялись в Петербург. Здесь, в нижнем этаже Малого Эрмитажа, были устроены мастерские, где в течение года Теребенев обучал более сотни помощников-мастеровых, набранных им среди каменотесов. Затем эти резчики принялись за исполнение фигур атлантов из гранита по отлитой из алебастра модели. Каждому "было назначено свое дело к чему кто приучен был: кто отделывал низы, кто руки, кто торс, кто ноги". Лицо каждого атланта Теребенев оканчивал сам. На трех из десяти статуй выбито: " Александр Теребенев 1849 г."
Образы мифологических героев трактованы скульптором достаточно своеобычно. Ни придавленности и покорности, ни тени физического страдания, вызванного непосильным бременем, не заметим мы в исполинах Теребенева. Спокойная уверенная поза их лишена оцепенелости, в ней ощутима потенциальная динамика. Согнутые в локтях руки, кажется, готовы разогнуться, склоненные головы-подняться, сомкнутые ноги-зашагать. Гиганты полны огромной внутренней силы-их ноша им по плечу.
Изучение классической скульптуры и превосходное знание анатомии помогло скульптору создать поистине совершенные героические образы. Теребенев проявил себя в этой работе великолепным мастером, умеющим использовать контрасты фактур: отполированных до зеркального блеска тел атлантов и как бы взрыхленной ударами резца поверхности медвежьих шкур на их бедрах. Поставленные на специальные пьедесталы возле колонн портика Эрмитажа огромные серые гранитные фигуры атлантов стали смысловым центром архитектурного сооружения.
В композиции фасадов большую роль играет скульптура, раскрывающая назначение здания. Статуи художников, отлитые из сплава цинка с оловом, гранитные гермы у окон, терракотовые украшения над окнами второго этажа с вкомпонованными в орнаментальный узор эмблемами искусств исполнены скульпторами П. В. Свинцовым, Н. А. Токаревым, А. В. Логановским, В. И. Демут-Малиновским, Д. И. Иенсеном, Н. А. Устиновым, А. И. Теребеневым и Н. А. Рамазановым.

Сайт создан в системе uCoz