Мой любимый Питер

Меню

О проекте

Новости сайта

Дома

Церкви

Фонари

Мосты и решетки

Галерея

Архитектурная флора Петербурга

Словарь Архитектурных Терминов

Ссылки

Гостевая книга


Каменноостровский проспект, 1




Доходный дом И.Б. Лидваль. Архитектор Ф.И. Лидваль. 1899-1904 г.г. (Северный модерн)

Шведская подданная Ида Амалия Балтазаровна Лидваль, урожденная Флешау, родившаяся в Петербурге в 1844 году, - дочь датского столяра из Южной Зеландии и финки Эвы Кристины Лакстрем. Она владела торговым домом по пошиву мужского платья и ливрей "И.Лидваль и сыновья", доставшейся ей от мужа, придворного портного Юна Петтера Эрссона Лидваля. У Лидвалей родилось восемь детей, только шестеро достигли взрослого возраста. Из них Вильгельм, Эдвард и Пауль посвятили себя портновскому ремеслу, Фредерик стал учиться на архитектора.

В 1898 году И.Б. Лидваль купила большой участок, выходивший на Каменноостровский проспект и Малую Посадскую улицу. Проектирование дома и застройку участка Ида Амалия Лидваль доверила сыну Федору (Фредерику), недавно закончившему Академию художеств. Постройка дома для матери сделала молодого архитектора известным в городе и открыла дорогу к новым заказам.

Дом на Каменноостровском проспекте- одно из ранних произведений Ф.И. Лидваля. Впервые в практике жилищного строительства новое пространственное решение получило соответствующее ему художественное осмысление: расчлененности внутриквартального пространства отвечает динамичная, ассиметричная компоновка архитектурных масс, разнообразие фактур фасадов. Здание состоит из четырех разноэтажных корпусов, объединенных полуоткрытым двором-курдонером, что сделало квартиры более освещенными.

Строительство комплекса началось со стороны Малой Посадской улицы. В 1900 году четырехэтажный корпус с флигелями был возведен. В 1901-1902 годах сооружен пятиэтажный поперечный корпус, замкнувший косоугольный внутренний двор.
От Каменностровского проспекта здание отделяет глубокий и широкий двор, обрамленный красивой кованной решеткой, установленной на столбах красного финского гранита, возобновленной летом 1995 года. В решетке устроено двое ворот с гранитными пилонами-фонарями.
Дом проектировался как единый комплекс, где форма соответствует содержанию. Новые тенденции проступают не только в планировке здания, но и в характерных для архитектора приемах декоративного убранства. В оформлении фасадов корпусов зодчий широко использовал декоративные мотивы северного модерна. Привлекает внимание оформление над центральным порталом. В центре рельефного украшения- картуш с датой окончания строительства главной части комплекса "1902".
Балконы украшены металлическими пауками, плетущими паутину.
Северное трехэтажное крыло (1902- 1903), являлось семейным особняком Лидвалей с огромными аппартаментами, ориентированными на юг и на запад. В нижнем этаже архитектор впервые применил шестиугольные окна со скошенным верхом. На стене левой парадной - озображения фантастических большеголовых рыб, напоминающих дельфинов. На выступающей части флигеля высечена юркая ящерица, выше - голова рыси. Под листом папоротника растут мухоморы и сморчки. Рядом тюльпаны, лесные ягоды. Эти звери и птицы - дань увлечения модной в то время северной архитектурой. Смешение северных и южных, ночных и дневных, реально существующих и вымышленных птиц и зверей в оформлении здания - одна из черт северного модерна.
В 1903-1904 годах завершилось строительство четвертого, южного корпуса. К элементам модерна тут прибавились классические: венки, гирлянды.
Образ дома Лидваля - полифоничен. Он отмечен многообразием художественных средств. Многочисленны и разнообразны по формам эркеры и балконы, прямые и многоугольные оконные проемы, некоторые из них с завершениями в виде арок с наличниками разных рисунков. Есть окна цельные и решетчатые, в них вставлялись стекла с алмазной гранью, эти стекла переливались на солнце всеми цветами радуги. В облицовке фасада здания, опирающегося на цоколь из красного гранита, использован горшечный камень светлого зеленовато-серого цвета.
Здание в 1907 году премировали на первом городском конкурсе "лучших фасадов". Как высокий образец жилой постройки в стиле модерн этот дом вошел в учебные курсы истории архитектуры.




Сайт создан в системе uCoz